12.07.2020

ЦБ РФ

USD

12.07

71,23

 

0,35

11.07

70,88

 

EUR

12.07

80,27

 

-0,14

11.07

80,41

Парадигма – что это простыми словами в философии, в психологии, для детей

Парадигма – что это простыми словами в философии, в психологии, для детей

Парадигма в философии

Парадигма в философии – это определённая система взглядов, шаблонов мышления. Сюда также относятся теории, стандарты, постулаты на основании которых проводятся эксперименты в области философии.

Изначально эта терминология применялась в ораторском искусстве и языкознании.В шестидесятые годы прошлого столетия оно прочно закрепилось в философии науки.

Этот термин систематизирует идеи, взгляды и понятия первоначальной системы, происходящие в отдельно взятом промежутке времени в науке. Впервые это понятие как первообраз использовалось Платоном.

В наше время представление о парадигме появилось благодаря американскому физику и историку науки Томасу Куну. Он разделил научное развитие по этапам:

  • этап перед учреждением парадигмы;
  • этап «нормальной науки»;
  • трудное положение в нормальной науке;
  • научный переворот, который заключался в смене парадигмы (замене одной на другую).

Кун был уверен – люди, занятые наукой и имеющие общие цели, объединяются благодаря парадигме. Она обычно закрепляется в работах учёных и длительное время выявляет проблему и метод её устранения. В 1977 году Томас написал, что к парадигмам он относит только всеми признанные научные успехи.

Они предоставляют науке в определённый отрезок времени образец проблем и их решение, используют оборудование, необходимое при исследовании.

Если всё это объединить, получится образец, из которого и появляются определённые схемы проведения научных опытов.

Парадигма в психологии

В психологии отсутствует такое явление, как всеми признанная в науке парадигма. Исходя из логики Томаса Куна, современная психология не относится к нормальной науке. В ней сейчас происходит очередной переворот. Г. Айзенк по-своему формулирует понятие парадигмы в психологии.

Как видно, согласно его теории, парадигма – это теоретический образец (модель, шаблон). Она признаётся большинством работающих в этой сфере вместе с утверждёнными нормами и способами теоретического и экспериментального исследования. Вопросами парадигмы в психологии занимались многие учёные, которые вывели свой смысл термина.

В 1986 году – B. B. Baars, в 1987 году – Г. А. Ковалёв, в 1999 году – А. В. Юревич, в 2000 году – В. А. Янчук доказали существование самой большой классификации парадигм в области психологии. Они бывают: биологические, поведенческие, когнитивные, психодинамические, экзистенциальные, гуманистические, герменевтические, социально-конструктивистские, системные, гендерные, синергетические.

Следовательно, их применение имеет ограничения по вертикали и горизонтали. Например, общефилософский уровень – это собранные в определённом порядке и экзистенциальные парадигмы. В то время как американскую гуманистическую психологию и педагогику представляют гуманистические парадигмы.

Науке, изучающей психологию, нужен фундамент, который будет основываться на метатеории, более глубоком, предметном изучении и анализе теории. Начиная с 1913 года и до 1960 года превосходство в психологии отдавалось метатеории бихевиоризма. Это была наука, изучающая поведение, физическое движение организма. Использовались сложные методы исследования с ведением статистики.

Парадигма управления людьми в организации

Бихевиоризм

Но оказалось, что у этих методик существует и другая теория. Согласно ей возникла тенденция не следовать никаким теориям. Эти заслуги приписывают бихевиоризму. Его сменила психология когнитивная. Они занимаются изучением и преобразованием представлений. Анализируют события, которые являются основой явлений, происходящих во внешнем мире.

Как видно, парадигма имеет две функции, связанные между собой: познавательную и нормативную. Психика характеризуется различиями внутреннего и внешнего её проявления. В связи с этим возникает проблема: каким способом можно приобрести знания о достоверности и недостоверности знаний, о субъективной и объективной составляющей психологического познания?

Так же возникает потребность в соотношении задач психологии и успехов кибернетики. И эволюция знаний в психике была возможной с участием когнитивной психологии. Произошёл переворот не в исследованиях, а в познании и истолковании психики в реальности. Наряду с этим были сохранены все предыдущие уровни познания.

Парадигма для детей

Детская психология является составной частью общей психологии. Несомненно, с фундаментальным изменением структуры общества и его культуры изменялась и научная парадигма в психологии. Теория личностного сознательного развития Л.С. Выготского строилась, пожалуй, во время «всеобщей революционности».

Он применил новый, экспериментальный метод на генетическом уровне для изучения явлений психики. Во-первых, тщательно исследовал и подготовил учение, используя возраст, как единицу, при проведении анализа развития детей. Во-вторых, представил новое видение форм, источников, условий, особенностей и движущей силы развития психики у ребёнка. Л.С. В результате, Выготский сделал детскую психологию настоящей наукой, полностью соответствующей всем требованиям.

Как видно, она имеет свою закономерность, методы и возможности для решения важнейших практических задач при воспитании и обучении детей.

Итак, Выготский определил новый подход в решении проблемы возрастного соответствия диагноза развитию психики.

Поделитесь статьёй в соцсетях:

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о