22.11.2019

ЦБ РФ

USD

22.11

63,84

 

-0,18

21.11

64,02

 

EUR

22.11

70,70

 

-0,15

21.11

70,85

Coinmarketcap

BTC 7275.29

ETH 149.930

XRP 0.23204

BCH 208.778

LTC 47.6043

ADA 0.03692

Батискаф – что это такое, определение, чем отличается от батисферы

Батискаф – что это такое, определение, чем отличается от батисферы

Батискаф и батисфера — определения

Ещё в позапрошлом столетии появились новые, усовершенствованные подводные аппараты. Одним из них является батискаф. Батискаф- это аппарат, предназначенный для проведения работ по исследованию морей и океанов, а также для спасательных операций, проводимых на больших глубинах. Он самоходен(автономный).

Параллельно появилась и батисфера. Батисфера — это аппарат для работы на большой глубине. Она имеет сферическую форму (шар), и опускается в глубины с помощью троса. Главным отличием батисферы от батискафа является то, что она самостоятельно передвигаться не может.

Исторические факты

Как утверждают историки, морские глубины пытались исследовать ещё в античные времена. Аристотель писал в 332 году до нашей эры, что армией Александра Великого для получения сведений о состоянии сооружения, находящегося под водой и служащего защитой города Тир (Сур в Ливане), использовались погружные колокола. О подводных устройствах упоминается и в книге «De re militari» инженера Вальтурия, вышедшей в 1472 году в Венеции.

В течение 1620 — 1624 годов Корнелиус ван Дреббель (голландский медик) изобрёл подводную лодку, корпус которой обтянул кожей и пропитал её жиром. Глубина погружения у неё была 5 метров, вмещала до 20-ти человек и несколько часов могла находиться под водой. Первым изобрёл погружной аппарат 20 века Жак Ив Кусто в 1957 году. На его примере многие изобретатели создали подводные машины, способные погружаться ещё глубже и увеличивать скорость в несколько узлов.

В Ленинграде отделение Гипрорыбфлота сконструировало батискафы «Б-5» и «Б-11» в 1959 году. Они предназначались для научных исследований. В 1965 году появляется «ДСБ-11», предназначенный для изучения дна океана. Конструкторы многих стран работали над созданием глубоководных аппаратов, каждый из которых становился всё лучше и лучше, увеличивая скорость и погружаемую глубину.

В наши дни всё больше используются батискафы «Мир-1» и «Мир-2» (впервые погружались в конце 1987 года). Их создателями являются финский концерн «Rauma-Repola» и АН СССР. Они признаны лучшими в мире по версии АЦРНТ.

Принимая участие в научно-исследовательских мероприятиях по изучению морей и океанов, в 2007 году эти машины осуществили больше 300 погружений.

Конструкция батискафа

В его конструкции два корпуса: лёгкий (поплавок) и прочный (гондола). Отсеки лёгкого корпуса заполнены составом, который легче воды. Это может быть бензин. Он обладает способностью держать, не давая утонуть, груз до 300 килограмм.  В аппаратах 2012 года (Deepsea Challenger) применяется новейший наполнитель, содержащий полые сферы из стекла. В гондоле расположились все жизнеобеспечивающие системы, экипаж, приборы для научных исследований и управления аппаратом.

У всех батискафов гондолы в форме шара, ведь при меньшей площади поверхности они имеют больший объём. Это идеальная поверхность для инженерных расчётов, ведь сфера абсолютно симметрична. При глубоководных погружениях происходит сжатие прочного корпуса, потому, что вода оказывает сильное давление. Как результат — уменьшение её внешнего и внутреннего диаметров. Для этого крепление лёгкого корпуса к прочному не жёсткое, а аппаратура крепится к специальной раме, вместо стенок.

Питание глубоководного аппарата осуществляется от аккумуляторных батарей. В движение его приводит электродвигатель. Движителями являются гребные винты. Он оснащён аварийной системой всплытия.

Примеры батискафов:

  1. FNRS-2 – сконструирован во Франции в 1948 году научным деятелем из Швейцарии Огюстом Пиккаром.
  2. FNRS-3 – на счету которого не один десяток глубинных погружений для проведения исследований.
  3. «Триест» — построен совместно Германией и Италией в 1960 году. Сын Огюста Пиккара и американец Дон Уолш погрузились на дно Марианского жёлоба.  

Максимальные глубины погружения

Глубины погружения батискафа и батисферы                               

Происшествия

Авария АС-28, случившаяся в 2005 года на Камчатке. Тогда АС-28 запутался в сетях рыболовов. Экипаж боролся за спасение аппарата в течение 3-х суток. Растерявшись в первые часы, экипаж упустил время. Всплытие произошло, когда пришла помощь от британского аппарата «Скорпион», перерезавшего сеть. Экипаж признали виновным в аварии.

Во время научно-исследовательских работ на озере Байкал в июле 2008 года произошла авария, в результате которой был повреждён «Мир-2». В момент погружения на озере сильно штормило, произошло столкновение батискафа с базовой платформой, плавающей на воде. Он оказался в паутине сетей, сплетенной тросами системы гидроакустики, наблюдающей за подводной обстановкой, в результате чего был повреждён правый двигатель.

Интересные факты

Приведем несколько интересных фактов о батисферах:

  • Глубинные аппараты «Б-5» и «Б-11». Цифры 5 и 11 показывают, как глубоко они погружаются в километрах.
  • При работе на глубинном аппарате «Алвин» в 1979 году обнаружены «чёрные курильщики» (подводные гейзеры) в Калифорнийском заливе.
  • «Алвин» в 1986 году совершал погружение на месте трагической аварии «Титаника».
  • Узел – единица скорости, которая равняется одной морской миле в час.
  • Морская миля – единица длины, равная 1 852 метра.
  • Благодаря батискафам учёные могут изучать животных и микроорганизмы, обитающие на огромных глубинах.

Поделитесь статьёй в соцсетях:

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о